Похоже, что эволюция всего живого на Земле - это результат соперничества генов, но если мы говорим о человеке, то только ли генов? И столько ли?
Сегодня хочу говорить о том, как все-таки получается Человек и его интеллект, почему производство Человека - история долгая и почему ее точно стоит изучать.
Что такое "наследственность" и о чем на самом деле генетика?
Наследственность отражает то, с какой вероятностью вы унаследуете от своих родителей какой-либо признак, а не подхватите его из окружающей среды. Количество пальцев на руках наследуется со 100% вероятностью. А будет ли на них сделан маникюр, и по какой моде - задается средой. Человеческая окружающая среда - это культурная среда, совершенно особенная среда, которая является "искусственной", ну или созданной человеком. И сюда мы относим не только орудия примитивного труда, но и речь, например. Человеки ее изобрели, а затем научились передавать, а вместе с речью и культуру стократно усложнили, за счет приобретения возможности передавать сложные /культурные/ навыки.
Что такое "мем"?
Мем - это не забавная картинка от которой смешно. В том контексте, о котором я сейчас пишу, мем - это единица социальной/культурной информации. Это что-то, что человек передает человеку о человеческих делах. Мемы - это навыки, умения, знания, данные и даже дурацкие смешные картинки :) Мемы могут быть полезными, бесполезными и вредными, а ещё они между собой конкурируют за место в памяти человека.
Поскольку у мемов своя эволюция, и тоже сильная, на них действует отбор, и побеждает обычно самый легкий по весу и практикоприменимый мем. Чем мем сложнее, тем больше памяти он занимает и тем сильнее нужен интеллект для его освоения. Поэтому так лакомы мемы-паразиты типа детокса и прочих волшебных таблеток, сравните: "просто засунь в анус корень куркумы и вся твоя карма очистится" или "учись много-много лет, напрягай мозги, анализируй и интегрируй данные, отрабатывай знания на практике, ошибайся, но иди дальше и станешь ты мастером и уважаемым членом общества".
Ясно-понятно, мемами какой природы с этой точки зрения будут забиты среднестатистические головы. И ясно-понятно, почему.
Но! И с другой стороны очевидно, что наличие одного большого единого знания выгоднее, чем полная голова, забитая бессмысленными инфоциганскими лайфхаками. Попробуйте теперь с этой точки зрения этично и неназидательно объяснить себе и детям, почему читать книжки и учиться продуктивнее, чем получать информацию о мире из тиктока. Мне в комментариях тоже напишите, мне же интересно!
Как в поведении отделить ген и мем?
Как понять, действует сейчас человек из генов или из мемов? То есть "от природы" такой противный или у кого подсмотрел? Да практически никак. В поведении все так сложно, что консенсус таков, что как будто бы 50/50. А как в каждом конкретном случае - ХЗ.
А вот посложнее вопрос: в эволюции человека что драйвер: ген или мем? Кто задаёт тон росту мозга, прямохождению, мелкой моторике и артикулированию(речи)? Удачная форма тела, определяемая геном, или способ выживания в своей экологической нише и передача навыков по этому выживанию с помощью мема?
Аж три серьезных теории, объединенных в одну, говорят, что второе, поэтому теория и называется "Теория культурного драйва".
Мем определяет ген - и на примере это можно объяснить так: некие обезьяны научились спасаться от хищника, залезая на высокие деревья. Родился мем лазания по деревьям. А под него генетика за некоторое количество столетий-тысячелетий заточила и отобрала самых способных древолазов.
Уважаемые родители, абзац для вас:
Для того, чтобы интеллект начал развиваться, нужен стимул - мем. Если мема нет - можно и не умничать. А вот если кто-то умеет камнем раскалывать орехи, а я - нет, то мне нужно напрячь свои извилины и тоже освоить этот мем. А если рядом все во благости - стимула к напряжению нет.
Стимулируйте! Но только не абстрактными развивашками, а своим собственным примером, демонстрируйте и помогайте освоить те навыки, которые упрощают жизнь:
И с другой стороны:
Наличие полезного мема делает актуальным наличие интеллекта! Ведь без сложных и практичных знаний не нужен большой мозг, более того он вреден, тк отнимает большой ресурс. И поэтому мозг не может расти бесконечно, нужен баланс мемов и размера мозга, в который эти мемы загружаются, но и который при этом можно прокормить (и даже родить).
Безусловно, максимальный уровень интеллекта ограничен генетикой, а именно тем количеством нейронов в коре, которые генерируют мышление. Но развить до максимума то, что дано природой - это хороший посыл, если развитие подразумевает быть эффективным в обществе и своей культурной среде, а не просто знание китайского языка в 3 года и черный пояс по шахматам в подгузниках.
Совсем удивительная история
Передача важнее изобретения мемов! Ведь для поддержания богатой культуры мему для выживания важен тираж и высокая уникальность (редкость). Что толку от популяции, где все сами себе изобретатели? Сам изобрел, сам использовал, сам вместе со своим мемом умер - это не культура. Культура - это активный мемообмен (лайк за это моему блогу).
Поэтому и высокая продолжительность жизни передающих и хранящих мемы организмов коррелирует с высоким уровнем культуры (больше мемов хранится и передается на единицу носителя).
Социабельность
Это способность индивида насыщаться и обмениваться мемами со своим социумом. В психологии называется - социальный интеллект. И считается самым важным видом интеллекта!
G-фактор - это интегральный показатель всех видов интеллекта, которые есть у человека, усредненный по их величинам. Без социального действительным не признается. Хотите высокий интеллект - социализируйтесь и социализируйте своих детей! В этом месте важно подчеркнуть, что основа и фундамент социабельности - эмоциональный интеллект, который растет из эмоционального обмена с родителями, а не из секций по шахматам и Английскому для грудничков.
Экстраверсия под новым углом обзора
Для экстраверта общение - это ресурс. Он так заряжается. А ещё качает свою социабельность.
Для интроверта общение - это растраты, нересурсно, некошерно, фуфуфу. И поэтому его социабельность низкая.
Предлагаю интроверсию перестать романтизировать :) а ещё научиться отличать социофобию - высокую тревожность всвязи с перспективой общения и интроверсию - малую ориентированность в принятии решений на окружающую социо-культурную среду.
Преподаватель - машина распространения мемов
Мы уже поняли, для развития культуры важен мемообмен. И нет способа передать мем эффективнее, чем учительство.
Есть метод проб и ошибок. Есть подражание. Есть подсматривание (это когда не копируешь, а пытаешься вникнуть в суть). А есть учительство, и вот оно - ЗНАЧИМО эффективнее, чем все остальное. Есть даже свои собственные мемы учительства, например, одна моя близкая подруга - преподаватель педагогики, как раз таки - эффективного мемотичинга ☝️
В заключительной части
Скажу о биопсихосоциальной модели развития человека, в свете того, что понаписала выше.
БИО - это железо, материя. Оно прописано в генах, в них рецепт, как сделать тело и мозг.
СОЦИО - это софт, программы и данные. То, что мозг развиваясь, записывает внутрь себя и чем пользуется потом как своим.
ПСИХО - это социо, пропущенное через личный опыт. И хорошо, если потом отрефлексированное.
Психика - это не мозг 🧠 (!) Психика - это зеркало вашего социума, искривленное вашим личным опытом и своим к нему отношением.
Поэтому и не таблетки, а человек, если мы лечим невроз.
Ваш верный распространитель мемов вернулся!
Сегодня хочу говорить о том, как все-таки получается Человек и его интеллект, почему производство Человека - история долгая и почему ее точно стоит изучать.
Что такое "наследственность" и о чем на самом деле генетика?
Наследственность отражает то, с какой вероятностью вы унаследуете от своих родителей какой-либо признак, а не подхватите его из окружающей среды. Количество пальцев на руках наследуется со 100% вероятностью. А будет ли на них сделан маникюр, и по какой моде - задается средой. Человеческая окружающая среда - это культурная среда, совершенно особенная среда, которая является "искусственной", ну или созданной человеком. И сюда мы относим не только орудия примитивного труда, но и речь, например. Человеки ее изобрели, а затем научились передавать, а вместе с речью и культуру стократно усложнили, за счет приобретения возможности передавать сложные /культурные/ навыки.
Что такое "мем"?
Мем - это не забавная картинка от которой смешно. В том контексте, о котором я сейчас пишу, мем - это единица социальной/культурной информации. Это что-то, что человек передает человеку о человеческих делах. Мемы - это навыки, умения, знания, данные и даже дурацкие смешные картинки :) Мемы могут быть полезными, бесполезными и вредными, а ещё они между собой конкурируют за место в памяти человека.
Поскольку у мемов своя эволюция, и тоже сильная, на них действует отбор, и побеждает обычно самый легкий по весу и практикоприменимый мем. Чем мем сложнее, тем больше памяти он занимает и тем сильнее нужен интеллект для его освоения. Поэтому так лакомы мемы-паразиты типа детокса и прочих волшебных таблеток, сравните: "просто засунь в анус корень куркумы и вся твоя карма очистится" или "учись много-много лет, напрягай мозги, анализируй и интегрируй данные, отрабатывай знания на практике, ошибайся, но иди дальше и станешь ты мастером и уважаемым членом общества".
Ясно-понятно, мемами какой природы с этой точки зрения будут забиты среднестатистические головы. И ясно-понятно, почему.
Но! И с другой стороны очевидно, что наличие одного большого единого знания выгоднее, чем полная голова, забитая бессмысленными инфоциганскими лайфхаками. Попробуйте теперь с этой точки зрения этично и неназидательно объяснить себе и детям, почему читать книжки и учиться продуктивнее, чем получать информацию о мире из тиктока. Мне в комментариях тоже напишите, мне же интересно!
Как в поведении отделить ген и мем?
Как понять, действует сейчас человек из генов или из мемов? То есть "от природы" такой противный или у кого подсмотрел? Да практически никак. В поведении все так сложно, что консенсус таков, что как будто бы 50/50. А как в каждом конкретном случае - ХЗ.
А вот посложнее вопрос: в эволюции человека что драйвер: ген или мем? Кто задаёт тон росту мозга, прямохождению, мелкой моторике и артикулированию(речи)? Удачная форма тела, определяемая геном, или способ выживания в своей экологической нише и передача навыков по этому выживанию с помощью мема?
Аж три серьезных теории, объединенных в одну, говорят, что второе, поэтому теория и называется "Теория культурного драйва".
Мем определяет ген - и на примере это можно объяснить так: некие обезьяны научились спасаться от хищника, залезая на высокие деревья. Родился мем лазания по деревьям. А под него генетика за некоторое количество столетий-тысячелетий заточила и отобрала самых способных древолазов.
Уважаемые родители, абзац для вас:
Для того, чтобы интеллект начал развиваться, нужен стимул - мем. Если мема нет - можно и не умничать. А вот если кто-то умеет камнем раскалывать орехи, а я - нет, то мне нужно напрячь свои извилины и тоже освоить этот мем. А если рядом все во благости - стимула к напряжению нет.
Стимулируйте! Но только не абстрактными развивашками, а своим собственным примером, демонстрируйте и помогайте освоить те навыки, которые упрощают жизнь:
- можно и мастерство передавать: чистку зубов, завязывание шнурков, держание ложки в руках - это правда важно.
- Но не менее важны мемы, отвечающие за то, как распознавать намерения собеседника, как договориться, как рассмешить, как злиться наиболее эффективно, в конце концов, ссориться, а потом и мириться!
И с другой стороны:
Наличие полезного мема делает актуальным наличие интеллекта! Ведь без сложных и практичных знаний не нужен большой мозг, более того он вреден, тк отнимает большой ресурс. И поэтому мозг не может расти бесконечно, нужен баланс мемов и размера мозга, в который эти мемы загружаются, но и который при этом можно прокормить (и даже родить).
Безусловно, максимальный уровень интеллекта ограничен генетикой, а именно тем количеством нейронов в коре, которые генерируют мышление. Но развить до максимума то, что дано природой - это хороший посыл, если развитие подразумевает быть эффективным в обществе и своей культурной среде, а не просто знание китайского языка в 3 года и черный пояс по шахматам в подгузниках.
Совсем удивительная история
Передача важнее изобретения мемов! Ведь для поддержания богатой культуры мему для выживания важен тираж и высокая уникальность (редкость). Что толку от популяции, где все сами себе изобретатели? Сам изобрел, сам использовал, сам вместе со своим мемом умер - это не культура. Культура - это активный мемообмен (лайк за это моему блогу).
Поэтому и высокая продолжительность жизни передающих и хранящих мемы организмов коррелирует с высоким уровнем культуры (больше мемов хранится и передается на единицу носителя).
Социабельность
Это способность индивида насыщаться и обмениваться мемами со своим социумом. В психологии называется - социальный интеллект. И считается самым важным видом интеллекта!
G-фактор - это интегральный показатель всех видов интеллекта, которые есть у человека, усредненный по их величинам. Без социального действительным не признается. Хотите высокий интеллект - социализируйтесь и социализируйте своих детей! В этом месте важно подчеркнуть, что основа и фундамент социабельности - эмоциональный интеллект, который растет из эмоционального обмена с родителями, а не из секций по шахматам и Английскому для грудничков.
Экстраверсия под новым углом обзора
Для экстраверта общение - это ресурс. Он так заряжается. А ещё качает свою социабельность.
Для интроверта общение - это растраты, нересурсно, некошерно, фуфуфу. И поэтому его социабельность низкая.
Предлагаю интроверсию перестать романтизировать :) а ещё научиться отличать социофобию - высокую тревожность всвязи с перспективой общения и интроверсию - малую ориентированность в принятии решений на окружающую социо-культурную среду.
Преподаватель - машина распространения мемов
Мы уже поняли, для развития культуры важен мемообмен. И нет способа передать мем эффективнее, чем учительство.
Есть метод проб и ошибок. Есть подражание. Есть подсматривание (это когда не копируешь, а пытаешься вникнуть в суть). А есть учительство, и вот оно - ЗНАЧИМО эффективнее, чем все остальное. Есть даже свои собственные мемы учительства, например, одна моя близкая подруга - преподаватель педагогики, как раз таки - эффективного мемотичинга ☝️
В заключительной части
Скажу о биопсихосоциальной модели развития человека, в свете того, что понаписала выше.
БИО - это железо, материя. Оно прописано в генах, в них рецепт, как сделать тело и мозг.
СОЦИО - это софт, программы и данные. То, что мозг развиваясь, записывает внутрь себя и чем пользуется потом как своим.
ПСИХО - это социо, пропущенное через личный опыт. И хорошо, если потом отрефлексированное.
Психика - это не мозг 🧠 (!) Психика - это зеркало вашего социума, искривленное вашим личным опытом и своим к нему отношением.
Поэтому и не таблетки, а человек, если мы лечим невроз.
Ваш верный распространитель мемов вернулся!