Вы ведь догадались уже, что человек по отдельности - не такой уж умный и успешный? И что мозг человека тоже не для вычислений и сотворений, а для хранения информации, а точнее, в идеале, готовых решений? А зачем тогда он такой большой вырос и поддерживается отбором?
Социальные когнитивные функции СКФ
К ключевым доменам, составляющим область социальных когнитивных функций, относятся:
1. Внутренняя модель сознания другого - способность представлять состояние сознания других или делать предположения об их намерениях. Включает понимание ложных убеждений, намеков, намерений, обмана, метафор, иронии, ошибок.
2. Атрибутивный стиль - приписывание себе, другим или обстоятельствам ответственности за хорошие и плохие события.
3. Восприятие эмоций - распознавание эмоций по лицам, жестам, поведению, особенностям речи и т. д.
4. Социальная перцепция - восприятие и понимание социальных ситуаций, социального контекста, взаимодействия.
Говоря проще - это функции психики, отвечающие за общение и взаимодействие с другими людьми.
И СКФ могут быть поломанными
Существуют два подхода к трактовке нарушений в этих доменах.
Во-первых, такие нарушения можно рассматривать как дефицит (недостаточность) социальных когнитивных функций в результате их «поломки» или недоразвития.
Во-вторых, нарушение может трактоваться как искажение функции, обретение ею каких-то патологических характеристик, не сводимых к дефициту. Концепции дефицита и искажения дополняют друг друга.
То есть, либо эти функции недоразвитые, либо криво развитые, поэтому общение и взаимодействие с другими страдает.
СКФ и их значение в общем интеллекте взрослого и ребенка
Под СКФ в психологии рассматривается отдельный вид интеллекта - социальный интеллект. И чем он более развит, тем проще человеку адаптироваться под его среду. А у человека она социокультурная.
Можно, конечно, ребенка с пеленок на развивашки таскать. Но если не научить его общаться: видеть состояние и намерения собеседника, понимать причинно-следственные связи происходящего и цель взаимодействия, понимать роли участников общения и различать их эмоции, человек вырастет умный как калькулятор и одинокий тоже как калькулятор.
Маккиавелиевские навыки
Это отдельный вид навыков социального взаимодействия, заключающийся в умении манипулировать людьми и распознавать их манипуляции над собой. Даже неосознаваемые. Без этих навыков личность никогда не станет зрелой, и без развития СКФ развить маккиавелиевские навыки абсолютно невозможно.
Значение в эволюции на примере неандертальцев
Неандертальцы - альтернативная ветвь человечества - не стали делать ставку на СКФ, в отличие от Хомо. И их больше нет. А мы здесь, успешно ... манипулируем🙂
Как развивать СКФ?
Внимание и эмоции - всему голова. Снова и снова психология, психофизиология и я вместе с ними призываю всех качать функцию внимания: уметь им управлять и уметь замечать его дефицит в случае утомления.
А затем это прокаченное внимание сначала обращать на себя и свои реакции, а затем смотреть как это и почему у других.
И не бояться общения! Ошибки в общении стоят того, чтобы об них же и вырасти!
Социальные когнитивные функции СКФ
К ключевым доменам, составляющим область социальных когнитивных функций, относятся:
1. Внутренняя модель сознания другого - способность представлять состояние сознания других или делать предположения об их намерениях. Включает понимание ложных убеждений, намеков, намерений, обмана, метафор, иронии, ошибок.
2. Атрибутивный стиль - приписывание себе, другим или обстоятельствам ответственности за хорошие и плохие события.
3. Восприятие эмоций - распознавание эмоций по лицам, жестам, поведению, особенностям речи и т. д.
4. Социальная перцепция - восприятие и понимание социальных ситуаций, социального контекста, взаимодействия.
Говоря проще - это функции психики, отвечающие за общение и взаимодействие с другими людьми.
И СКФ могут быть поломанными
Существуют два подхода к трактовке нарушений в этих доменах.
Во-первых, такие нарушения можно рассматривать как дефицит (недостаточность) социальных когнитивных функций в результате их «поломки» или недоразвития.
Во-вторых, нарушение может трактоваться как искажение функции, обретение ею каких-то патологических характеристик, не сводимых к дефициту. Концепции дефицита и искажения дополняют друг друга.
То есть, либо эти функции недоразвитые, либо криво развитые, поэтому общение и взаимодействие с другими страдает.
СКФ и их значение в общем интеллекте взрослого и ребенка
Под СКФ в психологии рассматривается отдельный вид интеллекта - социальный интеллект. И чем он более развит, тем проще человеку адаптироваться под его среду. А у человека она социокультурная.
Можно, конечно, ребенка с пеленок на развивашки таскать. Но если не научить его общаться: видеть состояние и намерения собеседника, понимать причинно-следственные связи происходящего и цель взаимодействия, понимать роли участников общения и различать их эмоции, человек вырастет умный как калькулятор и одинокий тоже как калькулятор.
Маккиавелиевские навыки
Это отдельный вид навыков социального взаимодействия, заключающийся в умении манипулировать людьми и распознавать их манипуляции над собой. Даже неосознаваемые. Без этих навыков личность никогда не станет зрелой, и без развития СКФ развить маккиавелиевские навыки абсолютно невозможно.
Значение в эволюции на примере неандертальцев
Неандертальцы - альтернативная ветвь человечества - не стали делать ставку на СКФ, в отличие от Хомо. И их больше нет. А мы здесь, успешно ... манипулируем🙂
Как развивать СКФ?
Внимание и эмоции - всему голова. Снова и снова психология, психофизиология и я вместе с ними призываю всех качать функцию внимания: уметь им управлять и уметь замечать его дефицит в случае утомления.
А затем это прокаченное внимание сначала обращать на себя и свои реакции, а затем смотреть как это и почему у других.
И не бояться общения! Ошибки в общении стоят того, чтобы об них же и вырасти!