Тренировка медитации, помимо навыков самонаблюдения и концентрации, это ещё и тренировка силы воли.
К сожалению, благодаря современной поп психологии силу воли и волевое усилие сейчас относят к насилию над собой, что в корне неверно. И об этом я хочу сегодня поговорить.
В зависимости от уровня развития личности, существует три способа оценки ситуации:
- Нравится - не нравится
- Хорошо - плохо
- Истина - ложь
Первый - детский. Если мне что-то нравится и приносит удовольствие - это хорошо. И источник хороший. Если мне что-то не нравится, я от этого слишком напрягаюсь или злюсь - оно плохое, причем целиком. Здесь низкий уровень когнитивной сложности, и дети на это имеют полное право до определенного возраста.
До переходного возраста, конечно же, к которому они осваивают нормы и правила той социокультурной среды, в которой живут, и здесь они уже могут поступать так, как им не нравится, но потому, что это "хорошо" для их окружения. Это начало становления воли и это повышение когнитивной сложности.
На этом этапе важно, чтобы ребёнок не забыл, что ему нравится и что не нравится, и как это ощущается. Чтобы в процессе освоения "хорошо" и "плохо" не стать биороботом и иметь вариативность.
Зрелая личность имеет ещё одну возможность оценить ситуацию - с точки зрения личного опыта и внутреннего морального кодекса, который возник на основе рефлексии этого накопленного опыта.
И рефлексия (анализ и выводы) и поступки по совести (тот самый моральный кодекс) - дело волевое, заниматься этим никому не нравится, и нет такой культурной нормы, в соответствии с которой это очень уж хорошо. Не покажешь совесть в инстаграмах, поэтому не всем ее и хочется укреплять. Другое дело ягодицы, вот они всем нравится, да ещё и теперь культура кричит, что большие и торчащие - это хорошо, лайк.
Поэтому зрелость - далеко не бонус возраста. Зрелость - это череда волевых усилий над собой и их рефлексии. И поэтому возрастных много, а зрелых среди них мало.
К сожалению, благодаря современной поп психологии силу воли и волевое усилие сейчас относят к насилию над собой, что в корне неверно. И об этом я хочу сегодня поговорить.
В зависимости от уровня развития личности, существует три способа оценки ситуации:
- Нравится - не нравится
- Хорошо - плохо
- Истина - ложь
Первый - детский. Если мне что-то нравится и приносит удовольствие - это хорошо. И источник хороший. Если мне что-то не нравится, я от этого слишком напрягаюсь или злюсь - оно плохое, причем целиком. Здесь низкий уровень когнитивной сложности, и дети на это имеют полное право до определенного возраста.
До переходного возраста, конечно же, к которому они осваивают нормы и правила той социокультурной среды, в которой живут, и здесь они уже могут поступать так, как им не нравится, но потому, что это "хорошо" для их окружения. Это начало становления воли и это повышение когнитивной сложности.
На этом этапе важно, чтобы ребёнок не забыл, что ему нравится и что не нравится, и как это ощущается. Чтобы в процессе освоения "хорошо" и "плохо" не стать биороботом и иметь вариативность.
Зрелая личность имеет ещё одну возможность оценить ситуацию - с точки зрения личного опыта и внутреннего морального кодекса, который возник на основе рефлексии этого накопленного опыта.
И рефлексия (анализ и выводы) и поступки по совести (тот самый моральный кодекс) - дело волевое, заниматься этим никому не нравится, и нет такой культурной нормы, в соответствии с которой это очень уж хорошо. Не покажешь совесть в инстаграмах, поэтому не всем ее и хочется укреплять. Другое дело ягодицы, вот они всем нравится, да ещё и теперь культура кричит, что большие и торчащие - это хорошо, лайк.
Поэтому зрелость - далеко не бонус возраста. Зрелость - это череда волевых усилий над собой и их рефлексии. И поэтому возрастных много, а зрелых среди них мало.
Рефлексия - анализ ситуации с разных углов ее обзора - дает многогранное и многофакторное представление о ситуации. Дает возможность видеть контекст. И наработав некоторый массив данных рефлексивно, неизбежно повышаешь когнитивную сложность оценок. И тогда себя можешь сложным поздравить, когда можешь отделить человека, его отдельный поступок и свое отношение к этому человеку и к этому поступку. Можешь отделить, да ещё и дать разноплановую характеристику происходящему - претендуешь на зрелость.
Если в твоем мире откровенный скотина-человек, кошмарный семьянин и алкоголик может обладать талантом и потрясающе играть в театре или управлять империей - ты оцениваешь его взросло.
Если вся мама плохая, потому что не купила мороженое, а тебе при этом 40 лет - у меня для тебя плохие новости ... особенно если не купила она его 35 лет назад, а тебе обидно до сих пор. (Вместо мороженного и мамы подставьте что угодно).
Воля - это способность отбросить автоматические эвристические мысли о феномене и включить медленное логическое мышление, которое умеет рассмотреть феномен многомерно и многослойно. И поэтому без развития волевых качеств действительно интеллектуальным, мудрым и совестливым, а значит зрелым, не станешь.
Про дисциплину 5 копеек
Как и дисциплинированным. Дисциплина через невроз - это когда ты не срываешься. Дисциплина через смысл - это волевое усилие вернуться к намеченной деятельности, после того, как сорвался. Без причитаний о срыве, с пониманием, что так бывает, но дело ждёт.
Так зачем же вам медитировать?
Потому что делать что-то, что не особо нравится и не для того, чтобы "стало лучше" - это волевое усилие. И чем чаще оно тренируется, тем богаче пространство ума и шире возможности этот ум проявлять.
Вам не должна нравиться медитация. Но если вы ее при этом продолжаете делать, причем даже после откатов - у меня для вас очень хорошие новости! Просто продолжайте!
Если в твоем мире откровенный скотина-человек, кошмарный семьянин и алкоголик может обладать талантом и потрясающе играть в театре или управлять империей - ты оцениваешь его взросло.
Если вся мама плохая, потому что не купила мороженое, а тебе при этом 40 лет - у меня для тебя плохие новости ... особенно если не купила она его 35 лет назад, а тебе обидно до сих пор. (Вместо мороженного и мамы подставьте что угодно).
Воля - это способность отбросить автоматические эвристические мысли о феномене и включить медленное логическое мышление, которое умеет рассмотреть феномен многомерно и многослойно. И поэтому без развития волевых качеств действительно интеллектуальным, мудрым и совестливым, а значит зрелым, не станешь.
Про дисциплину 5 копеек
Как и дисциплинированным. Дисциплина через невроз - это когда ты не срываешься. Дисциплина через смысл - это волевое усилие вернуться к намеченной деятельности, после того, как сорвался. Без причитаний о срыве, с пониманием, что так бывает, но дело ждёт.
Так зачем же вам медитировать?
Потому что делать что-то, что не особо нравится и не для того, чтобы "стало лучше" - это волевое усилие. И чем чаще оно тренируется, тем богаче пространство ума и шире возможности этот ум проявлять.
Вам не должна нравиться медитация. Но если вы ее при этом продолжаете делать, причем даже после откатов - у меня для вас очень хорошие новости! Просто продолжайте!